«Старый Нижний в деталях»



Этой находкой может похвастаться дизайнер издательства Валерий Быховский: подготавливая фотографии к выпуску книги «Нижний Новгород и нижегородцы в старинных фотографиях», он обнаружил загадочный предмет на фотографии, сделанной Максимом Дмитриевым в Северном павильоне на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года. При большом увеличении среди шкурок, тканей, различных костяных и других экзотических экспонатов, представленных на фотоснимке, он отчетливо увидел… голову Демона (известная скульптура работы Врубеля).

04.JPG 

Заглянем в предысторию этой фотографии.

Выставка открылась летом 1896 года. Известный меценат Савва Мамонтов курировал художественно-оформительские работы. Он и заказал Врубелю выполнить для оформления павильона, где располагался художественный отдел, панно, причем темы панно оставил на выбор художника.

Врубель сочинил две композиции – «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович» (соответственно – на русский и западноевропейский сюжеты). Однако эти панно были отвергнуты «как нехудожественные» комиссией, специально присланной из петербургской Академии художеств.

В ответ Савва Мамонтов, поверивший в талант тогда малоизвестного художника, в короткие сроки соорудил на выставке павильон с громадными буквами на крыше «Панно Врубеля». В этом павильоне они и экспонировались. Событие это наделало много шума в прессе.

Кроме того, по настоянию Мамонтова на выставке экспонировались восемь картин Врубеля и его скульптура (!). А еще в городском театре шел спектакль в декорациях Врубеля, а в портале сцены красовался исполненный Врубелем занавес. Таким образом Врубель был представлен в Нижнем всеми гранями своего творчества. И его дебют талантливый предприниматель Савва Мамонтов превратил в настоящий бенефис.

Ну, а теперь вернемся к фотографии. Совершенно очевидно, что известный нижегородский фотограф Максим Петрович Дмитриев (который, кстати, также имел отдельный павильон на выставке) зачем-то специально сфотографировал врубелевского «Демона» в Северном павильоне, да еще только «полуоткрыл» голову скульптуры явно с тем, чтобы ее когда-нибудь увидели. Но вот зачем?

Предположить, что Дмитриев сам не видел скульптуры – смешно: снимок явно постановочный. А Максим Петрович работал тщательно, вглядывался и передавал на позитивы все детали.

 Известно, что он снимал все павильоны, всю территорию выставки еще до ее открытия. Быть может, и этот снимок сделан тогда, когда было неясно, будут ли работы Врубеля вообще представлены на выставке, и фотомастер «полулегально» все-таки решил продемонстрировать эту скульптуру. Но это только одно из предположений. Быть может, Дмитриев просто послал нам свою загадку с улыбкой… Улыбкой через 117 лет?!

Этот материал вошел в книгу «Старый Нижний в деталях».


Назад в раздел
Настоящим я даю разрешение ООО ПКФ «КВАРЦ» (далее – «КВАРЦ») обрабатывать - собирать, записывать, систематизировать, накапливать, хранить, уточнять (обновлять, изменять), извлекать, использовать, передавать (в том числе поручать обработку другим лицам), обезличивать, блокировать, удалять, уничтожать - мои персональные данные: фамилию, имя, номера домашнего и мобильного телефонов, адрес электронной почты. Также я разрешаю ООО ПКФ «КВАРЦ» в целях информирования о товарах, работах, услугах осуществлять обработку вышеперечисленных персональных данных и направлять на указанный мною адрес электронной почты и/или на номер мобильного телефона рекламу и информацию о товарах, работах, услугах КВАРЦ и его партнеров. Согласие может быть отозвано мною в любой момент путем направления письменного уведомления по адресу zakaz831@mail.ru.

Персональные данные посетителей ikvarz.ru обрабатываются на ikvarz.ru в целях его функционирования. Любое использование ikvarz.ru означает безоговорочное согласие посетителя с условиями обработки его персональных данных, определенными Политикой конфиденциальности. Удаление таких данных осуществляется  автоматически в течение 30 дней. В случае несогласия с этими условиями посетитель обязан воздержаться от использования ikvarz.ru.